Мэнли Палмер Холл • Энциклопедическое изложение масонской, герметической,

каббалистической и розенкрейцеровской символической философии


СИМВОЛИЗМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА

Наиболее древним, значимым и универсальным из всех символов является человеческое тело. Греки, персы, египтяне и индусы рассматривали философский анализ человеческого тела как обязательную часть этического и религиозного обучения. Мистерии каждого народа учили, что законы, элементы и силы Вселенной нашли свое отражение в человеческой конституции; суть учения заключается в том, что каждая вещь, существующая вне человека, имеет аналог в человеке. Вселенная, будучи непостижимой в своем величии и неизмеримой в многообразии, находится за пределами человеческого понимания. Даже боги могли осознать только часть того, что было источником их величия. Человек, временно воодушевленный всепроникающим энтузиазмом, на краткий момент может превзойти ограничения своей собственной личности и осознать небесное богатство, в котором купается вся Вселенная. Но даже в периоды величайшего просветления человек не способен запечатлеть в своей рациональной душе все многообразие небесной деятельности.

Мэнли Палмер Холл • РУКА МИСТЕРИЙ

Перерисовано с акварели начала XVIII века (художник неизвестен)

РУКА МИСТЕРИЙ

На рисунке изображена рука философа, протягиваемая тем, кто посвящается в мистерию. Когда ученик Великого искусства впервые касается этой руки, она сжимается, и он должен догадаться, как вновь сделать ее открытой, как если бы скрытая перед ним мистерия оказалась бы для него доступной. В алхимии рука означает формулу приготовления настойки физикорум. Рыба — это ртуть, а горящие берега моря, в котором обитает рыба, — это сера; на каждом пальце помещена эмблема Божественного Вершителя, который осуществляет операции в момент Большой Работы. Неизвестный художник дал такую оценку всего изображения: «Мудрец приносит клятву этой рукой, что не будет учить Искусству без иносказания». Для каббалиста фигура означает операцию Единой Власти (увенчанный короной большой палец) в четырех мирах (остальные пальцы с соответствующими эмблемами). Помимо алхимического и каббалистического значений, фигура символизирует руку Мастера Масона, которой он «поднимает» ученика Строителя Божественного Дома.
С философской точки зрения, ключ представляет сами мистерии, без которых человек не мог бы раскрыть множество потайных уголков своего собственного бытия. Фонарь — это человеческое знание, потому что искра Вселенского Огня заключена в сделанном человеком сосуде. Это свет тех, кто обитает в низшей Вселенной, и с помощью которого они следуют по стопам Истины. Солнце, которое может быть названо «светочем мира», представляет сияющее творение, через которое человек может приобщиться к мистерии всех созданий, выразимых в форме и числе. Звезда — это Универсальный свет, который открывает космические и звездные истины. Корона — это Абсолютный свет — неизвестный и необнаруженный, — чье сияние затмевает слабые излучения и зажигает Вечную Лучезарность. Эти пальцы принадлежат правой руке, или активному принципу, Божеству, которое все держит в руках.

Осознав тщетность попыток справиться своими интеллектуальными силами с этим превосходящим их понимание величием Вселенной, ранние философы повернули свое внимание со Вселенной на человека, в ограниченной природе которого они нашли и находят все проявления таинственных небесных сфер. Как закономерный продукт этой практики была сформирована секретная теологическая система, в которой Бог рассматривался как Большой Человек, и наоборот, человек рассматривался как малый бог. По аналогии, Вселенная рассматривается как человек, а человек рассматривается как миниатюрная Вселенная. Большая Вселенная была названа Макрокосмом, Великим Миром или Телом, а Великая Жизнь, или духовная сущность, контролирующая ее деятельность, названа Макропрософусом. Языческие Мистерии касались главным образом обращения неофитов в свете истинного отношения, существующего между Макрокосмом и Микрокосмом, другими словами, между Богом и человеком. Ключ к этому соответствию между Микрокосмическим человеком и Макрокосмическим человеком являлся наиболее ценимым приобретением инициированных.

В «Исиде» Блаватская следующим образом суммирует языческую концепцию человека: Человек есть малый мир – микрокосм внутри большей вселенной. Подобно зародышу, он подвешен всеми т р е м я духами в матрице микрокосма, и в то время, как его телесное существо (земное тело) находится в постоянном согласии с его родной планетой, его астральная душа живет в унисон с сидерической  a n i m a  m u n d i (мировая душа). Она находится в нем, и он в ней, поскольку пронизывающий мир элемент заполняет все пространство и сам является пространством, только безграничным и бесконечным. Что касается третьего духа, духа божественного, то что он есть, если не бесконечно малый луч, один из бесчисленных лучей, исходящих от Высшей и Высочайшей Причины – Духовного Света Мира? Это есть триединство органической и неорганической природы – духовного и физического, в котором три существуют в одном и о котором Прокл говорит: «Первое, Монада, есть Вечный Бог; второе – вечность; третье – парадигма или структура вселенной»; все три составляют Интеллигибельную Триаду.

Еще до появления идолопоклонства ранние священники ставили статую человека в святилище. Эта человеческая фигура символизировала Божественную Власть во всех ее проявлениях. Таким образом, древние рассматривали человека как постоянную книгу, через изучение которой они проникали во все большее число тайн небесного устройства, частью которого они были сами. Вполне вероятно, что эта таинственная фигура, стоящая в примитивных алтарях, была манекеном с нанесенными на нем письменами, подобными тем, которые нанесены на руках человека. Статуя могла раскрываться, показывая расположение внутренних органов, костей, мускулов, нервов и других частей. После веков изучения манекен стал средоточием запутанных иероглифов и символических фигур. Каждая часть имела секретное значение. Измерения органов принимались в качестве стандартов, которыми можно было делать измерения всех частей космоса. Это была славная составная эмблема всех тех знаний, которыми обладали жрецы и мудрецы.

Затем пришел век идолов. Мистерии постепенно исчезли. Секреты были утеряны, и никто не знал происхождения фигур, которые стояли на алтарях. Помнили только, что фигуры были священным и славным символом Универсальной Силы, и их стали наконец рассматривать как бога, по образу которого сделан человек. Забыв о целях, которым служили эти статуи, жрецы молились на них до тех пор, пока отсутствие понимания и духовности не привело к крушению храма на их головы, и статуи рассыпались вместе с цивилизациями, которые забыли значение фигур.

Исходя из предположения первых теологов, что человек создан по образу и подобию Бога, инициированные умы прошлых веков воздвигли монументальное здание теологии, основанной на человеческом теле. Современный религиозный мир находится в полном неведении относительно того, что биология является краеугольным камнем, на котором покоятся основные положения религии. Многие законы, которые полагаются современными людьми божественными, на самом деле являются продуктом глубокого размышления над тонкостями человеческой конституции и бесконечных открытий в ходе этого размышления.

ТЕТРАГРАММАТОН В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ СЕРДЦЕ

Из книги Беме «Весы апологетики»

ТЕТРАГРАММАТОН В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ СЕРДЦЕ

Тетраграмматон, или четырёхбуквенное Имя Бога, построен здесь в виде тетрактиса внутри перевёрнутого человеческого сердца. Внизу имя Иеговы преобразовано так, что получается Иегошуа, за счёт интерполяции излучающей буквы еврейского алфавита Шин. Рисунок как целое представляет трон Бога и Его иерархии внутри сердца Человека. В первой книге «Весы апологетики» Беме таким образом описывает значение этого символа: «Ведь мы, люди, имеем одну книгу, которая ведёт нас к Богу. У каждого она внутри него, и представляет она бесценное Имя Бога. Её буквы – это пламя Его любви, которую Он в бесценном Имени Иисуса открывает нам в Своем сердце. Читай эти буквы в своём сердце и духе, и с тебя довольно этой книги. Все писания детей Бога направляют тебя к этой книге, потому что в ней заключены все сокровища мудрости... Эта книга – «Христос в тебе»

Почти во всех священных книгах можно увидеть анатомические аналогии. Это особенно хорошо видно из рассмотрения мифов о творении. Всякий, кто знаком с эмбриологией и родовспоможением, распознает основные аллегории относительно Адама и Евы и Сада Эдема, девяти степеней Элевсинских Мистерий, легенд о брахманах и воплощениях Вишну. История Вселенского Яйца, скандинавский миф о Гинунгагапе (темная щель в пространстве, куда посеяно семя мира), использование рыбы как эмблемы порождающей силы – все это показывает истинные истоки теологических спекуляций. Философы античности понимали, что сам человек был ключом к загадке жизни, потому что он был живым отражением божественного плана, и будущие поколения людей еще оценят торжественный смысл древних слов: Собственный предмет изучения человечества есть сам человек.

И человек, и Бог имеют двойную конституцию, высшая часть которой невидима, а низшая видима. Имеется также промежуточная сфера, где встречаются обе части. Точно так же, как духовная природа Бога управляет Его объективной универсальной формой, которая является на самом деле кристаллизацией идеи, так и духовная природа человека есть невидимая причина, контролирующая силу его видимой материальной личности. Очевидно, что дух человека имеет к телу то же самое отношение, что Бог к объективной Вселенной. Мистерии учат, что дух, или жизнь, предшествует форме и, следовательно, форма входит в сферу духа. Весьма популярно утверждение, что человеческий дух находится в теле. Однако, с точки зрения философии и теологии, это мнение ошибочно, потому что дух сначала очерчивает свою сферу и только после проявляет себя. Философски говоря, форма, будучи частью духа, находится внутри духа, но дух является чем-то большим, чем сумма форм. И как материальная природа человека есть сумма духов, так и Универсальная Природа, включающая все окружающие системы, находится во всепроникающей сущности Бога – Универсальном Духе.

В соответствии с другой концепцией древней мудрости, все тела, материальные или духовные, имеют три центра, называемые греками – верхний, средний и нижний. Здесь нужно отметить кажущуюся неоднозначность. Адекватные диаграммные или символические представления абстрактных умственных истин невозможны, потому что диаграммы представляют лишь один аспект метафизического отношения и могут противоречить другому его аспекту. В то время как более высокий рассматривается как превосходящий в благородстве и силе, на самом деле высшим в упомянутых отношениях является средний центр. Следовательно, должно быть сказано, что первый, который рассматривается как верхний, на самом деле находится в центре, в то время как два других, которые рассматриваются как верхний и нижний, на самом деле находятся внизу. Эта точка зрения может быть упрощена, если читатель будет рассматривать верх как указатель близости к источнику, а низ – как степень удаления от источника, а сам источник при этом рассматривается как находящийся в центре, и относительные расстояния измеряются от него точками, находящимися на радиусе от центра к периферии. В вопросах, связанных с теологией и философией, направление вверх может рассматриваться как направление к центру, а направление вниз – как направление к периферии. Центр есть дух; периферия есть материя. Следовательно, направление вверх – это направление к духу, восходящая шкала духовности, а движение вниз – это движение к материи, нисходящая шкала материальности. Вся эта концепция частично имеет выражение в конусе, который рассматривается сверху, и его середина видна как центр посреди основания конуса.

РУКА, УКРАШЕННАЯ ИЗОБРАЖЕНИЯМИ ИИСУСА ХРИСТА, НЕПОРОЧНОЙ ДЕВЫ МАРИИ И ДВЕНАДЦАТИ АПОСТОЛОВ

Со старой картины, любезно предоставленной Карлом Оскаром Боргом

РУКА, УКРАШЕННАЯ ИЗОБРАЖЕНИЯМИ ИИСУСА ХРИСТА, НЕПОРОЧНОЙ ДЕВЫ МАРИИ И ДВЕНАДЦАТИ АПОСТОЛОВ

На двенадцати фалангах пальцев изображения имеют сходство с апостолами, каждое из них имеет свойственный ему символ. Если это изображение мученика, символ означает инструмент смерти. Таким образом, символ св. Андрея – крест; св. Фомы – копьё или линейка строителя; св. Якова Младшего – палка; св. Филиппа – крест; св. Варфоломея – большой нож или скипетр; св. Матфея – меч или копьё (иногда кошелёк); св. Матфия – топор; св. Симона – палка или пила; св. Иуды – алебарда. Апостолы, судьба которых не связана с мученичеством, – это св. Пётр, символом которого являются два скрещенных ключа, золотой и серебряный. Яков Великий, у которого палка пилигрима или створка раковины, и св. Иоанн, держащий чашу, из которой таинственно выделяется яд в форме змеи (см. «Справочник по христианскому символизму»). Фигура Христа на второй фаланге большого пальца противоречит языческой системе приписывания первому лицу Творящей Триады этого положения. Бог Отец должен занимать вторую фалангу, Бог Сын – третью фалангу, а Бог Святой Дух – основание большого пальца. Кроме того, в соответствии с философским построением Непорочная должна занимать место основания большого пальца, которое посвящено луне.

Эти три универсальных центра, один верхний, другой нижний и их соединяющий, представляют три солнца или три аспекта одного солнца – центры лучезарности. Они также имеют аналоги в трех главных центpax человеческого тела, которые, подобно физической вселенной, представляют произведение Демиурга. Первое из этих солнц, – пишет Томас Тэйлор, – аналогично свету, который находится прямо в солнце; второе аналогично свету, непосредственно исходящему от солнца, и третье – великолепию, сообщаемому этим светом другим вещам.

Так как высший, или духовный, центр находится в середине, или между остальными двумя, он аналогичен в физическом теле сердцу – наиболее духовному и таинственному органу в человеческом теле. Второй центр, или связь между высшим и низшим мирами, поднимается до положения величайшей физической значимости – до мозга. Третий, низший, центр опускается до положения наинизшей физической значимости – до воспроизводительной системы. Таким образом, сердце символически есть источник жизни; мозг осуществляет связь, которая через рациональный разум объединяет жизнь с формой. Воспроизводящая система, или низший творец, есть источник такой силы, которой создается физический организм. Идеалы и устремления личности зависят от этих трех центров и определяются тем из них, который превалирует в ней. У материалиста низший центр является самым сильным, у интеллектуала – высший центр, а у инициированных – средний центр, который омывает две крайности в потоке духовной лучезарности и тем самым контролирует как ум, так и тело.

Точно так же, как свет является признаком жизни, которая и есть его источник, так и ум является признаком духа, а активность в низшей плоскости – признаком разума. Таким образом, ум является признаком сердца, а воспроизводительная система, в свою очередь, – признаком ума. Соответственно духовная природа символизируется по большей части сердцем; интеллектуальные силы – открытым глазом, который символизирует шишковидную железу или глаз Циклопа, который есть двуликий Янус языческих Мистерий; воспроизводительная система – цветком, палкой, чашой или рукой.

В то время как все Мистерии признают сердце центром духовного сознания, они часто намеренно игнорируют эту концепцию и используют сердце в его экзотерическом смысле как символ эмоциональной природы. В этой структуре воспроизводительный центр представляет физическое тело, сердце – эмоциональное тело и мозг – умственное тело. Мозг представляет высшую сферу, но после того, как инициированные проходят через низшие степени, им сообщают, что мозг есть имитация духовного пламени, которое живет в наиболее скрытых уголках сердца. Изучающие эзотеризм здесь для себя открывают, что древние часто прибегали к обману для сокрытия истинной интерпретации их Мистерий. Подстановка мозга вместо сердца является именно таким обманом.

Три степени древних Мистерий давались, за немногими исключениями, в залах, где были представлены три великих центра человеческого и Вселенского тела. Если это было возможно, сам храм строился в форме человеческого тела. Кандидат входил между ног и принимал высшую степень в точке, соответствующей мозгу. Таким образом, первая степень была материальной мистерией, и ее символом была воспроизводительная система; она поднимала кандидата до различных уровней конкретной мысли. Вторая степень давалась в зале, которая соответствовала сердцу, но представляла собой среднюю силу, которая была умственной связью. Здесь кандидат посвящался в мистерию абстрактной мысли и поднимался до уровней столь высоких, которые только мог достичь ум. Затем он переходил в третью залу, которая была аналогом мозга и занимала высшее положение в храме, но, подобно сердцу, была высочайшей значимости. В зале мозга свершалась мистерия сердца. Именно здесь посвящаемый в первый раз воистину осознавал значение этих бессмертных слов: Как человек мыслит своим сердцем, таковым он и является. Точно так же, как в мозге есть семь сердец, так и в сердце есть семь мозгов, но этот вопрос остается в сфере сверхфизики, о которой мало что может быть сказано в настоящее время.

Прокл писал по этому поводу в своей первой книге сочинения «О теологии Платона»: И в самом деле, Сократ в (первых) Алкивиадах правильно отмечает, что душа, входя в саму себя, будет содержать все остальные вещи и само божество. Чтобы обозначить собственное единство и сосредоточить себя посреди всей жизни, оставляя в стороне все множественное и все разнообразие сил, которые в ней содержатся, душа восходит на высочайшую наблюдательную башню бытия. В большинстве священных мистерий мистики сначала встречаются с множественностью форм, которые возникли еще до богов, но, входя в храм, охраняемые мистическими ритуалами, они получают в сердце своем божественное просветление и, избавившись от одеяний, приобщаются к божественной природе. То же самое происходит, как мне кажется, в размышлениях о Целом. Потому что душа, глядя на вещи, которые ниже ее самой, видит тени и образы бытия, но, когда она предстает перед собой, она развертывает свою собственную сущность и резоны, которые в ней содержатся. Поначалу она содержит только себя, но по мере того, как она все глубже проникает в познание самой себя, она обнаруживает в себе интеллект и порядок бытия. Когда, однако, она добирается до внутреннего тайника, где есть подлинный вход в душу, она воспринимает закрытыми глазами (без помощи низшего ума) гений богов и единство бытия. Потому что все вещи в нас присутствуют психически, и через это мы естественно способны к познанию всех вещей, через восторг сил и образы целого, которые есть в нас.

ТРОЙСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ ВНУТРЕННЕГО ЧЕЛОВЕКА

Из книги Гихтеля «Практическая теософия»

ТРОЙСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ ВНУТРЕННЕГО ЧЕЛОВЕКА

Иоганн Георг Гихтель, выдающийся философ и мистик, наиболее просвещённый из учеников Якова Бёме, секретно распространял эту диаграмму среди небольшого кружка преданных друзей и учеников. Гихтель переиздавал труды Бёме, иллюстрируя их примечательными фигурами. Согласно Гихтелю, вышеприведённая диаграмма представляет собой анатомию божественного (внутреннего) человека и графически изображает его состояние в человеческой, низшей и божественной фазах... Картины в работах Бёме издания У. Ло основаны на диаграммах Гихтеля в самых существенных деталях. Гихтель не даёт детального описания своих фигур, и надписи – лишь ключ к пониманию и интерпретации их.
Две последние фигуры представляют вид спереди и сзади той же самой диаграммы, называемой «Таблица Три». Они «призваны показать состояние всего Человека, всех его трёх составных Частей: Духа, Души и тела в возрожденном виде». Вторая фигура называется «Таблица Два» и изображает «состояние Человека в его старом, неправильном и разрушенном виде, без всякой надежды на обновление или возрождение». Третья фигура, однако, не соответствует Таблице Один У. Ло. Таблица Один показывает состояние человечества перед падением, а Гихтель представляет картину возрождённого состояния человечества. У. Ло таким образом описывает цель диаграмм и символы на них: «Эти три таблицы предназначены для представления Человека в его Тройственном Состоянии: Первое – перед Падением, в Чистоте и Славе, Второе – после Падения – в грязи и проклятии, и Третье – восстание после Падения, или Путь Возрождения, в Святости и на пути к Совершенству». Исследователь-востоковед сразу узнает в символах на фигурах чакры, или центры духовной силы, различных движений и аспектов, раскрывающих внутреннюю божественную природу.

Инициированные прошлого предупреждали своих учеников, что образ есть не реальность, а просто объективация субъективной идеи. Образы богов не являются подходящими для поклонения, а являются просто эмблемой или напоминанием о невидимых силах и принципах. Подобным же образом, тело человека не должно рассматриваться как личность; это скорее дом для личности, точно так же, как храм есть Дом Бога. В состоянии грубости и извращения человеческое тело есть могила или тюрьма божественного принципа; в состоянии же развертывания и возрождения – это Дом или Святилище Божества, чьей творческой силой он обустроен. Личность подвешена на нити, идущей от природы Бытия, – говорит секретная работа. Человек есть существенно непрерывный и бессмертный принцип; только его тела проходят круговорот рождений и смерти. В течение каждого периода земной жизни реальность, которая обитает в нереальности, должна быть освобождена смертью и просвещением от своей временности.

Общепринято рассматриваемые как политеисты, язычники получили такую репутацию не потому, что поклонялись больше, чем одному Богу, но скорее потому, что они персонифицировали атрибуты этого Бога, создавая при этом пантеон подчиненных божеств, каждое из которых манифестирует часть того, что Единый Бог представлял как целое. Различные пантеоны древних религий, следовательно, представляют каталогизированные и персонифицированные атрибуты Божества. В этом отношении они соответствуют иерархиям еврейских каббалистов. Все боги и богини античности, таким образом, имеют аналоги в человеческом теле так же, как они имеют аналоги в элементах, планетах и созвездиях. Четыре телесных центра приписаны элементам, семь жизненных органов – планетам, двенадцать главных частей – знакам Зодиака, невидимые части божественной природы человека – различным божествам, и скрытый Бог манифестирует себя в костях.

Многим трудно понять, что они являются действительными вселенными, что их физические тела являются видимой природой через структуру, с помощью которой бесчисленные волны развивающейся жизни раскрывают свои возможности. Точно так же, как клетки являются бесконечно малыми единицами человеческого тела, так и человек есть бесконечно малая единица в теле Вселенной. Теология, основанная на знании и оценке этих соотношений, является глубоко истинной.

БОЖЕСТВЕННОЕ ДЕРЕВО В ЧЕЛОВЕКЕ вид спереди

Из книги У. Ло «фигуры Якова Беме»

БОЖЕСТВЕННОЕ ДЕРЕВО В ЧЕЛОВЕКЕ
(вид спереди)

Дерево с корнями в сердце растёт от Зеркала Божества через Сферу Понимания и ответвляется в Сферу Чувств. Корни и ствол этого дерева представляют божественную природу человека и могут быть названы его духовностью. Ветви дерева являются отдельными частями божественной конституции и могут быть уподоблены индивидуальности, а листья из-за их эфемерной природы – личности, которая не разделяет вечного характера их божественного источника.

Поскольку физическое тело имеет пять различных и важных конечностей: две ноги, две руки и голову, последняя из которых управляет первыми четырьмя, число 5 принято как символ человека. Четырьмя своими углами или сторонами пирамида символизирует руки и ноги, а своей вершиной – голову, что указывает на то, что рациональная сила контролирует четыре иррациональные стороны. Руки и ноги представляют четыре элемента: две ноги – землю и воду и две руки – огонь и воздух. Мозг символизирует священный пятый элемент, эфир, который контролирует и объединяет остальные четыре. Если ноги расположены вместе, а руки врозь, тогда человек символизирует крест с рациональным интеллектом в голове, или верхней конечности.

Пальцы на ногах и руках имеют специальные значения. Пальцы на ногах представляют Десять Заповедей физического закона, а десять пальцев рук представляют Десять Заповедей духовного закона. Четыре пальца каждой руки представляют четыре элемента, а три фаланги каждого пальца представляют разделение элементов, так что в каждой руке есть двенадцать частей, аналогичных знакам Зодиака; две фаланги и основание большого пальца означают триединое Божество. Первая фаланга соответствует творческому аспекту, вторая – охранительному, а основание – производительному и разрушительному аспектам. Когда руки соединены вместе, у нас имеется двадцать четыре Старейшины и шесть дней Творения.

Символизм тела использует разделение тела вертикально на две половины, при этом правая рассматривается как свет, а левая – как тьма. Для тех, кто не знаком с истинным значением света и тьмы, светлая часть соотносится с духовностью, а правая – с материальностью. Свет есть символ объективности, а тьма – субъективности. Свет есть проявление жизни, и, следовательно, он подчинен ей в иерархии. Первичной по отношению к свету является тьма, в которой свет существует временно, в то время как тьма существует постоянно. Поскольку жизнь предшествует свету, ее символом является тьма, которая рассматривается как покрывало, призванное вечно скрывать истинную природу абстрактного и недифференцированного Бытия.

В древние времена человек сражался правой рукой и защищал жизненно важные органы левой, в которой был щит, то есть правая половина тела служила для нападения, а левая – для защиты. По этой причине правая сторона тела считается мужской, а левая – женской. Некоторые авторы придерживаются того мнения, что превалирующая в нынешние времена ориентация на использование правой руки возникла в результате обычая держать левую руку настороже на случай необходимости обороняться. Далее, поскольку источник Бытия находится в первозданной тьме, которая предшествует свету, духовная природа человека – в темной части его существа. При этом надо иметь в виду, что сердце – с левой стороны.

Среди различного рода любопытных недопониманий, возникающих в связи с ложной практикой ассоциирования темноты со злом, есть одно, согласно которому некоторые древние народы использовали правую руку для всякой честной работы, а левую только для такой, которая считалась нечистой и недостойной зрения богов. По этой же самой причине черная магия часто рассматривалась как путь левой руки, и небеса помещались справа, а ад – слева. Некоторые философы говорили, что имеется два способа письма: слева направо и справа налево. Первый при этом считался экзотерическим, а второй – эзотерическим. Экзотерическое письмо осуществлялось по направлению от сердца, а эзотерическое – по направлению к сердцу (например, иврит).

Секретная доктрина утверждает, что каждая часть тела имеет соответствие в мозгу, и, в свою очередь, все, что имеется в мозгу, находит соответствие в сердце. В символизме человеческая голова часто используется для представления разума и самопознания. Поскольку человеческое тело во всей полноте является совершеннейшим из всех известных производных земной эволюции, оно используется для представления Божественности – наивысочайшего состояния. Художники, пытающиеся в своих картинах передать образ Божественности, часто рисуют только руку, возникающую из непроницаемого облака. Облако означает Непознаваемое Божество, скрытое от человека из-за его ограниченности. Рука представляет Божественную активность, единственную часть Бога, которая доступна низшим чувствам.

БОЖЕСТВЕННОЕ ДЕРЕВО В ЧЕЛОВЕКЕ вид сзади

Из книги У. Ло «фигуры Якова Беме»

БОЖЕСТВЕННОЕ ДЕРЕВО В ЧЕЛОВЕКЕ
(вид сзади)

Точно так же, как диаграмма, представляющая вид человека спереди, иллюстрирует его божественные принципы в их возрождённом состоянии, вид сзади той же фигуры устанавливает низшие, или «ночные», состояния души. От Сферы Астрального Ума восходит линия через Сферу Разума в Сферу Чувств. Сферы Астрального Ума и Чувств заполнены звёздами, что означает ночное состояние их природы. В Сфере Разума высшее и низшее соединяются. Разум в смертном человеке соответствует просвещённому Пониманию в духовном человеке.

Лицо состоит из естественной троицы: глаза представляют духовную силу, которая размышляет и постигает; ноздри – охранительную и оживляющую силу; рот и уши – материальную силу Демиурга в низшем мире. Первая сфера существует вечно и является творческой; вторая сфера соответствует мистерии творческого дыхания; третья сфера – творческому слову. Материальная Вселенная была сделана Словом Бога и семью творящими силами, или гласными звуками, которые возникли и стали существовать в результате произнесения Слова, Они стали семью Элохим, или Божествами, чьей властью и умением был организован низший мир. Иногда Божество символизировалось ухом, глазом, носом или ртом. Первым обозначалось осознание; вторым – божественный интерес; третьим – божественная жизненность; четвертым – заповеди Бога.

Древние не верили, что духовность делает людей более правыми или рациональными; с их точки зрения, скорее правота и рациональность делали людей духовными. Мистерии учили, что духовное просветление достигается только подтягиванием низшей природы до определенных стандартов искусности и чистоты. Мистерии, следовательно, устанавливались для целей развертывания природы человека по некоторым правилам, которые, если им следовать, поднимают человеческое сознание до такой точки, где оно способно к осознанию своей собственной конституции и истинной цели своего существования. Это знание касается того, как человеческая многомерная конституция может быть быстро и целиком возрождена для духовного просветления; это знание было секретной, эзотерической доктриной античности. Некоторые кажущиеся физическими органы и центры являются на самом деле покрывалом, или броней, духовных центров. Каковы они, эти духовные центры, и как раскрыть их?! Эти сведения никогда не открывались не-возрожденным, потому что философы понимали, что, как только человек полностью поймет работу любой системы, он сможет прийти к предписанной ему цели, не имея при этом квалификации для того, чтобы справиться с последствиями своих действий. По этой причине кандидат был обязан обучаться долгие годы, так как знание того, как стать богами, должно оставаться в распоряжении лишь тех, кто этого достоин.

Мало того, что знание было утеряно, оно еще было скрыто в аллегориях и мифах, которые бессмысленны для профанов, но самоочевидны для знающих теорию личного искупления, служившую основанием философской теологии. Христианство может служить тому примером. Весь Новый Завет представляет на самом деле поразительно тонким образом скрытое изложение секретного процесса возрождения человечества. Рассматриваемые до сих пор как исторические личности, мужчины и женщины были на самом деле персонификацией определенных процессов, имевших место в человеческом теле, когда человек начинал выполнение задачи сознательного освобождения себя от бремени невежества и смерти.

Одежды и украшения, которые, вероятно, носили боги, также являются ключами, потому что в Мистериях одежда была синонимом формы. Степень духовности или материальности организма обозначалась качеством, красотой и ценностью носимых одежд. Физическое тело человека рассматривалось как одеяние его духовной природы; следовательно, чем больше были развиты его сверхфизические способности, тем более славными были его одежды. Конечно, одежда поначалу носилась скорее для украшения, нежели для прикрытия, и подобная практика все еще существует у примитивных народов. Мистерии учили, что единственным украшением человека являются его добродетели и достойные свойства, что он одет в собственные свершения и украшен собственными достижениями. Таким образом, белое одеяние является символом чистоты, красное – жертвенности и любви, голубое – альтруизма и целостности. Поскольку тело является одеянием духа, умственные и душевные нарушения находили отражение в телесных деформациях.

Рассматривая человеческое тело в качестве меры для Вселенной, философы говорили, что все вещи напоминают своей конституцией, если не формой, человеческое тело. Греки, например, провозглашали Дельфы пупом земли, потому что физическая планета рассматривалась как гигантское человеческое тело, свернутое в форме шара. В противоположность христианской вере, согласно которой земля является неживой вещью, язычники рассматривали не только землю, но и другие сидерические тела как индивидуальные создания, обладающие разумом. Они заходили настолько далеко, что рассматривали различные царства Природы в качестве индивидуальных сущностей. Животное царство, например, рассматривалось как одно существо, состоящее из всех созданий, входящих в это царство. Это животное-прототип включает все животные свойства, мозаикой соединенные в одном существе. Точно так же и человеческие свойства существуют внутри тела Адама.

Расы, национальности, племена, религии, государства, общества и города также рассматривались как сложные существа, каждое из которых составлено из различного числа индивидуальных единиц. Каждое сообщество имеет индивидуальность, которая есть сумма индивидуальностей его членов. Каждая религия является индивидуальной сущностью, чье тело сделано из иерархий и огромного числа индивидуальных верующих. Организация любой религии представляет ее физическое тело, а ее индивидуальные члены являются клеточками этого организма. Соответственно религии, расы и общества, подобно личностям, проходят через Шекспировские Семь Веков, потому что жизнь человека есть стандарт, которым оценивается вечность всех вещей.

Согласно секретной доктрине, человек через постепенное очищение своего тела и все увеличивающуюся в результате очищения чувствительность преодолевает ограничения материи и отвязывает себя от ее смертного кольца. Когда человек завершит свою физическую эволюцию, пустая оболочка материальности будет отброшена и использована будущими волнами жизни как ступень в их освобождении. Тенденция человеческой эволюции заключается в движении к сущности человеческого «Я». В точке глубочайшего материализма, следовательно, человек находится от себя на наибольшем расстоянии. Согласно учениям Мистерий, не вся духовная природа человека воплощена в материи. Дух человека представляется диаграммой равностороннего треугольника острием вниз. Эта нижняя точка, которая является одной третьей духовной природы, но при сравнении с достоинствами двух других оказывающаяся меньшей, нисходит в иллюзию материального существования на краткий период времени. Тот, кто не скрывает себя одеждами материи, является Герметическим Антропосом, Сверхчеловеком, аналогично циклопу, охраняющему демону греков, ангелу Якоба Беме и сверхдуше Эмерсона. Это Единое, эта Сверхдуша, которая содержится внутри каждого отдельного человека и делает его единым с остальными людьми.

При рождении только третья часть Божественной Природы человека временно отсоединяется от своего собственного бессмертия и обрекает себя на сон физического рождения и существования, оживляя собственным звездным энтузиазмом тело из материальных элементов, часть материальной сферы. После смерти эта воплощенная часть пробуждается от сна физического существования и соединяет себя снова со своим вечным существованием. Эти периодические схождения духа в материю называются колесом жизни и смерти или круговоротом жизни. Принципы, лежащие в основании этого процесса, трактуются философами при обсуждении метемпсихоза. Путем инициации в Мистерии и некоторыми процессами, известными как оперативная теология, этот закон рождения и смерти преодолевается, и во время физического существования та часть духа, которая дремлет, пробуждается без вмешательства смерти, неизбежного Инициатора, и сознательно соединяется с Антропосом, или сверхзатеняющей себя субстанцией. Это было главным достижением и целью Мистерий; а именно, человек становится сознательно воссоединенным с божественным источником себя самого без привкуса физического растворения.